Физическая активность важна в любом возрасте. В детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы – физическая активность важна особенно.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что недостаточная физическая активность – четвертый по значимости фактор риска, на долю которого приходится 6 % случаев смерти в мире.
По рекомендациям ВОЗ детям и подросткам (5-17лет) нужно активно двигаться не менее 60 минут ежедневно, причем большая часть этого времени должна отводиться на аэробные занятия: бег, прыжки, подвижные игры. Чем больше времени ребенок двигается, тем больше пользы это приносит его здоровью. Гимнастика, йога, спортивные кружки развивают крупные мышцы и этими упражнениями нужно заниматься не реже трех раз в неделю. Основная задача в этом возрасте – сформировать правильное отношение к физической активности и приучить ребенка к движению с самого детства.
С самого рождения ребенка развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, в том числе и психическое развитие, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах. На каждом возрастном этапе ребенок приобретает и закрепляет двигательные навыки. Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья. С возрастом, набор двигательных навыков значительно пополняется, и любое отставание в физическом развитии требует консультации соответствующих специалистов.
Ежедневная физическая активность может включать в себя свободные игры, занятия спортом, ходьба, езда на велосипеде, отдых и физические упражнения, которые могут быть различной интенсивности.
Физическая деятельность должна быть веселой, доставлять ребенку радость и быть направленной на новые исследования. В этом возрасте дети еще малы для занятий организованным спортом, т. к. не могут понять правила, их действия еще недостаточно согласованные. Полезно ходить, бегать, плавать (после 4 лет), заниматься танцами, ловить мяч или летающую тарелку. Когда дети становятся старше, можно предложить прыжки через скакалку и велосипед. Важно ходить на спортивные площадки, где есть турники и тренажеры для привыкания к ним. В возрасте 3-4 лет детям свойственны особые навыки: гибкость и пластичность, поэтому смело можно отдавать ребенка в спортивную или художественную гимнастику, фигурное катание, спортивную акробатику. С 4-х лет ребенок может заниматься шашками и шахматами, которые развивают логическое мышление, хитрый и расчетливый ум, тактику и стратегию.
Дети в возрасте 6-9 лет должны заниматься упражнениями с большой и умеренной интенсивностью ежедневно в течение одного часа, в том числе с большой интенсивностью 3 дня в неделю, а также занятиями, направленными на укрепление мышц и костей. Дети 10-12 лет должны заниматься по 60 минут каждый день с большой и умеренной интенсивностью. Все физические занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями.
Подростки охотно участвуют в следующих мероприятиях: фитнес, активное передвижении, соревновательные и не соревновательные виды спорта, катание на байдарках и каноэ, пеший туризм, катание на роликах, работа в саду и игры, которые требуют умения бросать и ловить. Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако, научные исследования установили, что у 50% детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности.
В здоровом теле — здоровый дух!