«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Она так же важна для формирования физического и психического здоровья человека и крайне необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. Лето самая благоприятная для этого пора года.
Двигательная активность (ДА) - любые движения тела, которые требуют затрат энергии. Сюда относится: ходьба, бег, катание на велосипеде, игры на детской площадке, плавание, танцы, зарядка.
ВОЗ утверждает: каждый четвертый житель земли не добирает до норм физической активности. 23% взрослых и 80% подростков страдают от нехватки движения.
К сожалению, в настоящее время увеличилась численность детей с плохим здоровьем, постоянно возрастает число детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом и нарушением осанки. Одной из главных причин такого явления – малоподвижный образ жизни ребенка. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, ведь именно тогда происходит формирование основных систем и функции организма. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, может использоваться как профилактирующее, так и лечебное и коррекционное средство. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
По рекомендациям ВОЗ детям и подросткам (5-17лет) нужно активно двигаться не менее 60 минут ежедневно, причем большая часть этого времени должна отводиться на аэробные занятия: бег, прыжки, подвижные игры. Чем больше времени ребенок находится в движении, тем лучше. Гимнастика, йога, спортивные кружки развивают крупные мышцы и этими упражнениями нужно заниматься не реже трех раз в неделю. Основная задача в этом возрасте – сформировать правильное отношение к физической активности и приучить ребенка к движению с самого детства.
Двигательная деятельность должна быть веселой, доставлять ребенку радость и быть направленной на новые исследования. Можно ходить, бегать, или же плавать (после 4 лет), ходить в танцевальный кружок, играть с мячом. В более старшем возрасте прыгать через скакалку и кататься на велосипеде. Важно ходить на спортивные площадки, где есть турники и тренажеры для привыкания к ним. В возрасте 3-4 лет детям свойственны особые навыки: гибкость и пластичность, поэтому смело можно отдавать ребенка в спортивную или художественную гимнастику, фигурное катание, спортивную акробатику. С 4-х лет ребенок может заниматься играть в шашки и шахматы, которые развивают логическое мышление и ум.
Дети в возрасте 6-9 лет должны заниматься упражнениями с большой и умеренной интенсивностью ежедневно в течение одного часа, в том числе с большой интенсивностью 3 дня в неделю, а также занятиями, направленными на укрепление мышц и костей. Дети 10-12 лет должны заниматься по 60 минут каждый день с большой и умеренной интенсивностью. Все физические занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями.
Физические нагрузки ко всему прочему благоприятно влияют на опорно-двигательный аппарат, укрепляют мышцы тела, борются с лишним весом, тренируют выносливость. А для сердечно-сосудистой и дыхательной систем особенно полезны анаэробные нагрузки.
Еще одна польза двигательной активности – во время тренировок в организме выделяются эндорфины. Это помогает улучшить пищеварение, поврежденные ткани быстрее регенерируют, укрепляется иммунитет.
Недостаток движения ВОЗ выделяет как фактор общемировой смертности и причину ожирения.
Если физических нагрузок у ребенка недостаточно, то снижается скорость обмена веществ в организме, а в ногах застаивается кровь. Мозг недополучает питательных веществ, в результате чего ухудшается память, внимание, уменьшается скорость мысли.
Существует закономерность: чем ребенок лучше управляет телом, тем быстрее усваивает теоретические знания.