Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Адаптация ребенка к школе

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Он состоит из  физиологической и социально-психологической адаптации (адаптация к учителям, их требованиям, к одноклассникам).

Период адаптации ребенка к новым условиям школьной среды составляет от 2 недель до 6 месяцев. Величина срока зависит от множества причин: индивидуальные особенности ребенка, атмосфера в учебном заведении, сложность школьной программы, готовность к переходу на новый этап в жизни. Различают физиологическую и социально-психологическую адаптацию.

  • Физиологическая адаптация – организм учится работать в новом для него режиме. Она характеризует работоспособность ребенка, его самочувствие, качество сна и аппетита, как часто ребенок болеет в течение года, происходит ли у него обострение имеющихся хронических патологий.

Выделяют 3 этапа физиологической адаптации

  • Первый этап (2–3-я недели обучения) — ориентировочный, реакция на новые события и воздействия, связанные с приходом в школу, у детей отмечается значительное напряжение систем организма. Этот период характеризуется низким уровнем работоспособности. Дети могут быть чрезмерно возбуждены либо же наоборот, заторможены, жалуются на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.
  • Второй этап (3–4-я недели обучения) — неустойчивое приспособление, организм находит какие-то оптимальные варианты ответа на эти новые события и воздействия.
  • Третий этап (5–6-я недели обучения) — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку с меньшим напряжением всех систем. Продолжительность всего процесса адаптации приблизительно составляет 5–6 недель, наиболее сложными являются 1–4-я недели.
  • Социально-психологическая адаптация заключается в качестве освоения школьных норм поведения, готовности школьника к получению знаний, наличии мотивации к учебе, качестве налаживания социальных контактов с учителем, одноклассниками.

Психологическая адаптация состоит из:

  • овладения навыками учебной деятельности,
  • приобретении дружеских контактов с одноклассниками и установления доверительных отношений с учителем,
  • формировании адекватного поведения.

Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе.

  1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, выполняет требования учителей, воспринимает адекватно учебный материал, легко овладевает школьной программой, решает сложные задачи, прилежен, внимателен, также выполняет и самостоятельную учебную работу, общественные поручения, имеет друзей в классе.
  2. 2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает учебную программу, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только тогда, когда занят чем-то для него интересным, общественные поручения выполняет добросовестно, имеет дружественные контакты со многими одноклассниками.
  3. Низкий уровень адаптации: первокласснику не нравится школа, он жалуется на самочувствие, находится в подавленном состоянии, наблюдаются нарушения дисциплины, школьный материал усваивает частично, самостоятельная работа с учебником затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых, нуждается в продолжительном отдыхе, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, с одноклассниками не дружит.

Наиболее типичные проявления нарушения адаптации:

  • Нарушение сна, аппетита, тошнота, рвота, головная боль. Ребенок становится плаксивым.
  • Снижение массы тела, бледность, появление синяков под глазами, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, апатия.
  • Частая заболеваемость в течение года.
  • Снижение учебной мотивации.
  • Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Какие же факторы влияют на успешность адаптации:

  1. Уровень функциональной готовности детского организма к обучению в школе. Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он должен достигнуть определенного уровня физическо­го и психического развития к моменту поступления в школу – «школьной зрелости».
  2. Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка.
  3. Состояние здоровья ребенка. Дети, относящиеся к I группе здоровья адаптируются гораздо лучше детей, имеющих III или IV группу здоровья.
  4. Социальные условия в семье.

Какие же бывают причины трудной адаптации:

  1. Стресс, умственное и физическое переутомление.
  2. Не налажен контакт ребёнка с педагогом.
  3. Трудности в общении со сверстниками.
  4. Страх ребенка перед школой.

Что же делать для успешной адаптации?

  • Проводить беседы с родителями о важности психологической подготовки ребенка к школе.
  • Родителям необходимо сообщить педагогам о каких либо особенностях ребёнка, если те имеются:
    1. физиологических (быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
    2. особенностях развития (гиперактивность или дислексия),
    3. особенностях характера (очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
    4. особенностях семьи (недавно произошло трагическое событие в семье).
  • Родителям необходимо работать со своими детьми (научить ребёнка простым, навыкам: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием, необходимо перестроить режим дня ребенка за некоторое время до начала школы, чтобы он смог привыкнуть к новому распорядку дня).
  • Родителям необходимо проводить беседы со своими детьми (можно расспросить ребёнка, как проходит его время в школе: с кем он подружился, играл и какие эмоции испытывал в течение дня). Также не стоит ругать ребенка за плохие оценки или зато, что он не может найти общий язык с учителями или одноклассниками. А за спехи обязательно хвалить и подбадривать.
  • Также важная роль отведена учителю: его умение поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

Адаптация ребенка к школе – сложный, длительный процесс, при котором он приспосабливается к новым условиям среды, новым событиям, видам деятельности и новым нагрузкам.

 Благоприятная адаптация включает множество факторов и от того, будет  ли она успешной, зависит характер дальнейшего обучения ребенка в школе. Совместная грамотная работа учителей и родителей во многом определяет успех школьной адаптации.