Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Глава государства еще в 2015 г. поставил перед органами прокуратуры задачу держать на постоянном контроле проблему сокращения внешней просроченной дебиторской задолженности и возврата валютной выручки в страну.

Республика Беларусь - экспортно ориентированное государство с развитыми промышленностью, сектором услуг и сельским хозяйством. Уровень экономического развития страны напрямую связан с объемом реализации произведенной продукции за рубеж.

Практика прокурорского надзора позволяет выделить два основных фактора, способствующих образованию просроченных долгов за поставленные на экспорт товары и услуги: нарушения исполнительской дисциплины на предприятиях, выражающиеся в ненадлежащей организации преддоговорной, договорной, претензионной-исковой работы, отсутствии контроля за исполнением решений судов в органах принудительного исполнения; криминальная составляющая, которая может выражаться как в форме халатности и бездействия, так и в форме умышленных действий.

Поставки на экспорт нередко осуществляются без предоплаты, а выполнение строительных и иных работ производится без аванса и поэтапного расчета за выполненные работы, хотя условиями договора такой вид оплаты предусматривается. Таким образом, зарубежные компании, по сути, получают беспроцентные товарные кредиты. Это существенно повышает риск неисполнения обязательств по оплате даже в правоотношениях с добросовестными контрагентами.

Уровень риска повышается также в связи с тем, что белорусские предприятия не всегда должным образом проверяют платежеспособность и деловую репутацию контрагентов. Отчасти такие нарушения обусловлены стремлением руководителей любыми способами выполнить доведенные показатели по экспорту «разгрузить склады», увеличить количество строительных объектов с зарубежными партнерами. Кроме того, договоры с нерезидентами не всегда предусматривают меры обеспечения исполнения обязательства, в результате чего продукция отгружается недобросовестным контрагентам, строящиеся объекты успешно продаются другим лицам, и в последующем взыскать с контрагентов долг часто невозможно. Должники к этому времени могут вывести из активов ликвидное имущество и уйти в банкротство, а оставшегося имущества недостаточно для погашения задолженности.

Отношения по договорам поставки имеют гражданско-правовой характер. Несмотря на это, при установлении нарушений законодательства прокурор в силу ст. 66 ХПК вправе предъявить иск в экономический суд в целях защиты государственных и общественных интересов.

Прокуроры широко используют такой способ защиты государственных имущественных интересов. С начала выполнения поручения предъявлено 579 исков на общую сумму более $ 167 млн.

Вместе с тем часто договор определяет в качестве места разрешения споров местонахождение должника. По экспортным поставкам это во всех случаях иностранное государство.

В подобных ситуациях прокуроры ограничены в правах и не могут оказать помощь. В свою очередь, организация не может реализовать право на судебную защиту, поскольку нередко у нее нет средств на уплату госпошлины для обращения с иском в суд.

В силу п.12 ст.285 НК органы прокуратуры освобождены от уплаты государственной пошлины по судебным делам, за рассмотрение судами исковых заявлений (заявлений), подаваемых в защиту прав и законных интересов других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В этой связи субъекты хозяйствования Московского района г.Минска вправе обращаться в прокуратуру Московского района г.Минска с ходатайствами о предъявлении исков в защиту их нарушенных имущественных прав и интересов.

Таким образом, в случаях образования внешней просроченной дебиторской задолженности в целях обеспечения оказания содействия в дальнейшем по ее взысканию в судебном порядке и минимизации расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, должностные лица субъектов хозяйствования вправе подать ходатайство в прокуратуру района о предъявлении исковых заявлений в интересах предприятия, при условии, что договорная подсудность в договорах с контрагентами определена в экономических судах Республики Беларусь.

При этом избежать вышеперечисленных проблем позволяет механизм, который определен Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», и который предусматривает защиту интересов резидентов, реализующих товары (работы, услуги) нерезидентам посредством страхования экспортных рисков (политических и (или) коммерческих) с поддержкой государства.

Результаты прокурорского надзора наглядно демонстрируют, что основной формой недопущения просроченной дебиторской задолженности остается максимальное снижение риска ее образования. Проблема находится в плоскости соблюдения исполнительской дисциплины при заключении и исполнении договоров. Кроме того, субъектам хозяйствования необходимо налаживать собственную эффективную систему контроля, которая позволит оперативно реагировать на негативные проявления и предотвращать риск невозврата экспортной выручки.