Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.12.2022, 5/51055

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 декабря 2022 г. № 841/27

 

Об изменении постановлений

Совета Министров Республики Беларусь и

Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г.

№ 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6

 

На основании статьи 11 Закона Республики Беларусь от 23 июля
2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь», статьи 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

  1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь:

в постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа»:

  • в пункте 2:

часть вторую подпункта 2.2 изложить в следующей редакции:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают платежи в свой адрес наличными денежными средствами с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным средством контроля налоговых органов либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом с установленным средством контроля налоговых органов;»;

подпункт 2.5 после слова «Беларусь» дополнить словами «(далее, если не указано иное, - Государственный реестр)»;

абзац первый части первой подпункта 2.6 изложить в следующей редакции:

«2.6. прием платежей в свой адрес наличными денежными средствами и (или) посредством банковских платежных карточек и (или) иных платежных инструментов с использованием кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин с установленным средством контроля налоговых органов, программных касс, специальных компьютерных систем, если иное не установлено в части второй настоящего подпункта, осуществляется с учетом особенностей и требований, установленных настоящим постановлением и утвержденным им Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа:»;

подпункты 2.8, 2.81, 2.9 изложить в следующей редакции:

«2.8. юридические лица и индивидуальные предприниматели при приеме платежей в свой адрес за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 устанавливают и используют карточные платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием платежей при использовании банковских платежных карточек платежных систем БЕЛКАРТ, Visa и Mastercard, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных в подпункте 2.9, части второй подпункта 2.10 и подпункте 2.11 настоящего пункта;

2.81. при приеме юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями платежей в свой адрес количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 карточных платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений, за исключением случаев, установленных в частях второй-четвертой настоящего подпункта.

Разрешается использование одного карточного платежного терминала, позволяющего вести раздельный учет операций при приеме платежей, в расположенных на площадях одного торгового центра и (или) территории одного рынка нескольких объектах в соответствии с пунктами 1 и 3 приложения 1, в которых деятельность осуществляется одним или несколькими индивидуальными предпринимателями. При этом индивидуальным предпринимателем должна быть обеспечена возможность доставки карточного платежного терминала к держателю банковской платежной карточки непосредственно в объект, где осуществляется прием платежа за товар (услугу) при использовании банковской платежной карточки.

Разрешается использование одного карточного платежного терминала при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания. При этом такой организацией должна быть обеспечена возможность доставки карточного платежного терминала к держателю банковской платежной карточки непосредственно в торговый объект, где осуществляется прием платежа за товар при использовании банковской платежной карточки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся платежными агрегаторами, принимающими в том числе платежи в свой адрес при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, при приеме платежей в адрес третьих лиц вправе в объектах оказания платежных услуг использовать карточный платежный терминал, предназначенный для приема платежей в свой адрес, если такой карточный платежный терминал позволяет вести раздельный учет операций приема платежей в свой адрес и в адрес третьих лиц. Количество используемых в объектах оказания платежных услуг карточных платежных терминалов, предназначенных для приема платежей в адрес третьих лиц, юридические лица и индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно;

2.9. индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования карточных платежных терминалов в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с приложением 1 при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку карточного платежного терминала, в течение двух месяцев с даты возникновения обязанности по установке и использованию карточного платежного терминала, если иное не установлено в части второй настоящего подпункта.

Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц вправе осуществлять деятельность без установки и использования карточных платежных терминалов в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с приложением 1 в течение трех месяцев с даты их государственной регистрации, а по истечении данного срока - в течение двух месяцев при наличии документа, подтверждающего прием банком- эквайером заявки на установку карточного платежного терминала;»;

подпункт 2.91 исключить;

подпункты 2.10 и 2.11 изложить в следующей редакции:

«2.10. юридические лица и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения установленных настоящим постановлением требований о приеме платежей в свой адрес при использовании банковских платежных карточек, установке и использовании карточных платежных терминалов для приема таких платежей вправе также принимать платежи посредством иных платежных инструментов, электронных денег в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг с проведением таких платежей с использованием кассового оборудования.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 11, при приеме платежей в свой адрес используют платежные терминалы в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг;

2.11. индивидуальные предприниматели, юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства*, организации потребительской кооперации при выполнении требования об установке и использовании карточных платежных терминалов, предусмотренного в подпункте 2.8 настоящего пункта, вправе установить и использовать карточные платежные терминалы, обеспечивающие прием платежей при использовании только бесконтактных банковских платежных карточек, в том числе платежных систем БЕЛКАРТ, Visa и Mastercard, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, с регистрацией операций при использовании указанных банковских платежных карточек по технологии радиочастотной идентификации.

--------------------------------

*Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства определены в части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».»;

 

  • дополнить постановление пунктом 21 следующего содержания: «21. Для целей настоящего постановления термины используются в

значениях, определенных согласно приложению 3.»;

  • в приложении 1 к этому постановлению:

в названии слова «обязаны установить и использовать» заменить словами «устанавливают и используют карточные»;

пункт 14 дополнить словами «(за исключением автомобилей-такси, осуществляющих перевозку пассажиров, заказ и оплата которой осуществляются только посредством электронной информационной системы с использованием реквизитов банковских платежных карточек)»;

  • название приложения 11 изложить в следующей редакции:

«Перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели используют платежные терминалы»;

  • дополнить постановление приложением 3 (прилагается);
  • в Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденном этим постановлением:

в пункте 1:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Настоящим Положением определяется порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, карточных платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов при приеме с использованием банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа платежей за товары (работы, услуги, в том числе бытовые услуги), при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (в том числе при осуществлении авансовых платежей, передаче задатка и предоставлении залога).»;

часть третью дополнить словами «, а также при оказании ими платежных услуг»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Действие настоящего Положения в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов и (или) карточных платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют прием платежей в свой адрес только в безналичной форме в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг при одновременном соблюдении следующих условий:

прием платежа осуществляется без непосредственного обслуживания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями покупателей (потребителей), связанного с приемом платежа;

прием платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы.»;

после части четвертой дополнить пункт частью следующего содержания:

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в части четвертой настоящего пункта, при приеме платежей при продаже товаров, в отношении которых Советом Евразийской экономической комиссии и (или) Советом Министров Республики Беларусь принято решение о маркировке средствами идентификации, и (или) товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками (далее - товары, подлежащие маркировке), обеспечивают передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования (далее, если не указано иное, - СККО) посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».»;

абзац первый части пятой изложить в следующей редакции:

«Действие настоящего Положения в части необходимости использования кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, принимающих в транспортных средствах платежи в свой адрес в безналичной форме при использовании иных платежных инструментов и (или) электронных денег при выполнении:»;

дополнить пункт частью следующего содержания:

«Действие настоящего Положения в части необходимости использования кассового оборудования и(или) карточных платежных терминалов не распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, принимающих платежи в свой адрес в безналичной форме за услуги автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанные и оплаченные посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек.»;

пункт 2 исключить;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. При осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса прием платежей от участников азартных игр для участия в таких играх производится с использованием специальной компьютерной кассовой системы (далее, если не указано иное, - СККС). Использование СККС осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599».»;

в пункте 4:

в части первой:

в абзаце первом слова «денежных средств» заменить словом «платежа»;

в абзаце втором слова «денежных средств» заменить словом «платежей»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«выдает покупателю (потребителю) платежный документ (платежные документы), подтверждающий (подтверждающие) оплату товара (работы, услуги) и (или) инициирование платежа;»;

в абзаце первом части третьей слова «денежных средств» заменить словом «платежей»;

в части четвертой слова «расчеты проводятся» заменить словами «платежи принимаются»;

в части пятой слова «денежных средств» заменить словом «платежа»;

дополнить пункт частью следующего содержания:

«При выполнении автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси прием платежей осуществляется с использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов или программной кассы.»;

пункт 51 изложить в следующей редакции:

«51. При включении в договоры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и банками, осуществляющими эквайринг платежных операций выдачи наличных денежных средств, в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг положений, предусматривающих порядок и условия выдачи такими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями наличных денежных средств в белорусских рублях держателям банковских платежных карточек, иных платежных инструментов через используемое этими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями кассовое оборудование, подключенное к СККО, кассир при проведении операции по выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента наличных денежных средств:

регистрирует на карточном платежном терминале, платежном терминале операцию выдачи наличных денежных средств держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента в соответствии с требованиями, установленными банком, осуществляющим эквайринг платежных операций выдачи наличных денежных средств, с соблюдением законодательства в области платежных систем и платежных услуг;

с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, проводит в безналичной форме сумму денежных средств, подлежащую выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента, и выдает держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента платежный документ, подтверждающий эту операцию;

с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, выполняет операцию регистрации факта возврата денежных средств и выдает держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента сумму наличных денежных средств в белорусских рублях, соответствующую сумме, указанной в абзаце третьем части первой настоящего пункта, и документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств.

Если используемое кассовое оборудование обеспечивает такую возможность, вместо операций, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего пункта, кассир с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, выполняет операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег, соответствующую сумме, подлежащей выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента, выдает держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента сумму наличных денежных средств в белорусских рублях, а также документ, подтверждающий совершение операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег.

Сумма наличных денежных средств, подлежащая выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента в рамках одной операции, может составлять не более 5 базовых величин включительно.»;

в пункте 8 и части второй пункта 9 слова «денежных средств» заменить словом «платежей»;

в пункте 10:

в части первой:

слова «сельской местности» заменить словами «сельской местности*, и магазинов беспошлинной торговли»;

после слов «учет данных о» дополнить часть словом «реализуемых»; дополнить часть подстрочным примечанием следующего содержания:

« -----------------------------------------------             

* Для целей настоящего Положения территорией сельской местности считается территория Республики Беларусь, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек, территорией малых городских поселений - территория поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой составляет более 2 тыс. человек, но не превышает 10 тыс. человек.»;

 

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».»;

дополнить Положение пунктом 101 следующего содержания:

«101. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие:

считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;

дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 настоящего Положения;

передачу информации о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО в соответствии с требованиями, определенными Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации к кассовым суммирующим аппаратам или программным кассам.

Требования части первой настоящего пункта не распространяются на платежные агрегаторы, а также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, подлежащие маркировке:

в магазинах беспошлинной торговли;

с использованием специальных компьютерных систем, указанных в абзацах первом- шестом части первой пункта 27 настоящего Положения;

без использования кассового оборудования в случаях, установленных частью четвертой пункта 1 и пунктом 35 настоящего Положения.»;

в части первой пункта 13 слова «центрах технического обслуживания» заменить словами «центрах технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин (далее, если не указано иное, - центр технического обслуживания)»;

в пункте 17:

из абзаца восьмого слова «по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления, утверждающего настоящее Положение,» исключить;

абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

«кассовый аппарат, используемый в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет данных о реализуемых товарах в порядке, предусмотренном в пункте 10 настоящего Положения;»;

дополнить пункт абзацами следующего содержания:

«кассовый аппарат используется в виде отдельных агрегируемых устройств, соединенных между собой по беспроводным интерфейсам, если такие агрегируемые устройства расположены вне одного торгового объекта, объекта общественного питания, объекта сферы услуг, в которых используется такой кассовый аппарат;

кассовый аппарат, используемый при продаже товаров, подлежащих маркировке, не соответствует требованиям пункта 101 настоящего Положения.»;

пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. Программная касса обеспечивает возможность приема платежей с использованием банковских платежных карточек, в том числе платежных систем БЕЛКАРТ, Visa, Mastercard, эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь.
Программная касса обеспечивает возможность приема платежей при использовании иных платежных инструментов и (или) электронных денег в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг, если оператором программной кассовой системы в программной кассе реализован такой способ приема платежей.»;
в пункте 25:
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«программная касса, используемая в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет данных о реализуемых товарах в порядке, предусмотренном в пункте 10 настоящего Положения;»;
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«программная касса, используемая при продаже товаров, подлежащих маркировке, не соответствует требованиям пункта 101 настоящего Положения.»;
в пункте 27:
в абзаце первом части первой слова «денежных средств» заменить словом «платежей»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«СКС, используемая для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи, дополнительно к требованиям, предусмотренным в части второй настоящего пункта, обеспечивает передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».»;
пункт 31 дополнить частью следующего содержания:
«Автомат не используется для реализации товаров, подлежащих маркировке.»;
в абзаце втором пункта 33 слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей наличными денежными средствами»;
в названии главы 6:
слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей наличными денежными средствами»;
слово «платежных» заменить словами «карточных платежных»;
в пункте 35:
в абзаце первом:
слова «наличные денежные средства» заменить словами «платежи в свой адрес наличными денежными средствами»;
слово «платежных» заменить словами «карточных платежных»;
подпункт 35.6 после слов «городском электрическом транспорте,» дополнить словом «метрополитене,»;
в подпункте 35.15 слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей наличными денежными средствами»;
в подпункте 35.20 слово «расчет» заменить словом «платеж»;
в подпункте 35.23 слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей наличными денежными средствами»;
в пункте 36:
слова «(за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении деятельности такси)» исключить;
слова «наличные денежные средства» заменить словами «платежи в свой адрес наличными денежными средствами»;
в пункте 37:
слова «прием наличных денежных средств» заменить словами «прием платежей в свой адрес наличными денежными средствами»;
слово «непродовольственного» исключить;
слова «приема наличных денежных средств» заменить словами «приема таких платежей»;
в пункте 38:
слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей в свой адрес наличными денежными средствами»;
слово «непродовольственного» исключить;
в пунктах 39 и 40 слова «наличных денежных средств» заменить словами «платежей в свой адрес наличными денежными средствами»;
пункт 41 изложить в следующей редакции:
«41. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов в случаях, определенных в настоящей главе, при условии, если этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не зарегистрированы в СККО кассовый суммирующий аппарат или программная касса для приема платежей в случаях, перечисленных в пункте 35 настоящего Положения.»;
дополнить Положение главой 7 следующего содержания:
 
«ГЛАВА 7
ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЖНЫХ АГРЕГАТОРОВ
 
42. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением указанных в части третьей пункта 1 и в пункте 3 настоящего Положения), являющиеся платежными агрегаторами, обеспечивают раздельный учет (регистрацию) операций по приему платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц, в том числе таких платежей, принимаемых в установленных настоящим Положением случаях с использованием кассового оборудования, и (или) карточных платежных терминалов, и (или) платежных терминалов. При этом раздельный учет (регистрация) операций обеспечивается на используемом кассовом оборудовании, карточном платежном терминале, платежном терминале, если иное не определено в пункте 43 настоящего Положения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в части первой настоящего пункта, осуществляют прием платежей наличными денежными средствами с использованием кассового оборудования с учетом требований, предусмотренных в настоящем Положении.
Организаторы азартных игр при оказании платежных услуг по приему платежей в адрес третьих лиц используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов или программные кассы.
43. Раздельный учет (регистрация) операций в соответствии с пунктом 42 настоящего Положения обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием отдельной секции, если кассовое оборудование предусматривает такую возможность, либо с использованием отдельного кассового оборудования для учета операций по приему платежей в адрес третьих лиц, если кассовое оборудование не предусматривает такой возможности.
44. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые одновременно являются платежным агрегатором и владельцем сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которого обеспечиваются установление контактов и совершение сделок между продавцами, осуществляющими продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), и покупателями (потребителями) указанных товаров (работ, услуг), а также прием платежей за указанные товары (работы, услуги) только в безналичной форме, в том числе с использованием карточного платежного терминала, вправе осуществлять прием таких платежей без использования кассового оборудования.
45. При получении от платежных агрегаторов платежей за реализуемые товары, подлежащие маркировке, продавцы таких товаров обеспечивают передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Платежный агрегатор на основании заключаемых договоров с продавцами товаров может обеспечивать передачу информации, указанной в части первой настоящего пункта.»;
дополнить Положение главой 8 следующего содержания:
 
«ГЛАВА 8
ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
 
46. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами электронных информационных систем и осуществляющие прием платежей за услуги по автомобильной перевозке пассажиров автомобилями-такси, заказанные и оплаченные посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек, направляют заказчику автомобильной перевозки посредством электронной информационной системы электронную квитанцию на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки при ее заказе.
47. Электронная квитанция должна содержать:
сведения о владельце электронной информационной системы (наименование, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);
сведения об автомобильном перевозчике (наименование, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);
учетные номера плательщика - владельца электронной информационной системы и автомобильного перевозчика;
сведения о выполнении заказа на автомобильную перевозку пассажира автомобилем-такси (номер и дата заказа, фамилия и инициалы заказчика, начальный и конечный пункты маршрута, расстояние автомобильной перевозки, дата и время ее начала и окончания, общее время поездки, фамилия и инициалы водителя, регистрационный знак транспортного средства, стоимость автомобильной перевозки, реквизиты банковской платежной карточки, с использованием которой произведена оплата за автомобильную перевозку (4 последние цифры номера банковской платежной карточки);
информацию о получателе платежа за автомобильную перевозку пассажира автомобилем-такси (наименование, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя).
 
 
48. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами электронных информационных систем и платежными агрегаторами, принимающими платежи посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек в адрес третьих лиц за выполненные услуги по автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси, осуществляют раздельный учет операций по приему платежей в отношении каждого субъекта хозяйствования, оказывающего услуги по перевозке пассажиров автомобилями- такси.»;
1.2. в абзаце втором пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 марта 2022 г. № 114/6 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» слова «через девять месяцев после официального опубликования настоящего постановления» заменить словами «с 1 июля 2025 г.».
2. Установить, что до 1 июля 2025 г. допускается выпуск в обращение кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин*, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, соответствующих требованиям к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам, определенным Министерством по налогам и сборам совместно с Государственным комитетом по стандартизации.
---------------------------------
* Для целей настоящего пункта под выпуском в обращение кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин понимается реализация кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин на территории Республики Беларусь или передача их иным способом потребителям, за исключением кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин, находящихся в установленном порядке в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
 
3. Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке:
абзац третий подпункта 1.1.3, абзацы четырнадцатый и пятнадцатый, двадцать восьмой и двадцать девятый, сто одиннадцатый - сто двадцатый подпункта 1.1.6 пункта 1 - с 22 июля 2023 г.;
абзацы десятый и одиннадцатый, сорок шестой - пятьдесят четвертый, шестидесятый - шестьдесят второй, шестьдесят девятый и семидесятый, семьдесят третий - семьдесят шестой, сто девятый и сто десятый подпункта 1.1.6 пункта 1 - с 1 июля 2025 г.;
абзацы сорок четвертый и сорок пятый, пятьдесят восьмой и пятьдесят девятый, шестьдесят седьмой и шестьдесят восьмой, сто второй - сто восьмой подпункта 1.1.6 пункта 1 - через три месяца после официального опубликования настоящего постановления;
иные положения настоящего постановления - после его официального опубликования.


 
Премьер-министр                                                   Председатель Правления
Республики Беларусь                                             Национального банка
Р.Головченко                                                           Республики Беларусь

                                                                                    П.Каллаур
 
                                                                                    Приложение 3
                                                                                    к постановлению
                                                                                    Совета Министров
                                                                                    Республики Беларусь
                                                                                    и Национального банка
                                                                                    Республики Беларусь
                                                                                    06.07.2011 № 924/16
                                                                                    (в редакции постановления
                                                                                    Совета Министров
                                                                                    Республики Беларусь
                                                                                    и Национального банка
                                                                                    Республики Беларусь
                                                                                    07.12.2022 № 841/27)
ТЕРМИНЫ
и их определения
 
Автоматический электронный аппарат, торговый  автомат - электронно­
механический или электронный автоматический аппарат, обладающий функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца), оснащенный одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств.
Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, - перечень сведений о разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь моделях (модификациях) кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин, а также специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр. Ведение Государственного реестра осуществляется Государственным комитетом по стандартизации.
Дифференцированный учет - автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.
Заявитель - юридическое лицо Республики Беларусь, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь, которые осуществляют производство (разработку) или поставку на территорию Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин и сведения о которых включены в Государственный реестр.
Иные платежные инструменты - платежное программное приложение, платежное мобильное приложение, платежный инструмент в форме программного обеспечения, обеспечивающий доступ к электронным деньгам.
Карточный платежный терминал - программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций, осуществляемых с использованием банковских платежных карточек, с последующим формированием платежного документа.
Кассовое оборудование - кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, билетопечатающая машина, специальная компьютерная система, программная касса.
Платежи в адрес третьих лиц - платежи, принимаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися платежными агрегаторами, при оказании ими платежной услуги эквайринга платежных операций.
Платежи в свой адрес - платежи в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в оплату реализуемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе бытовых услуг*, или при осуществлении ими деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (в том числе при осуществлении авансовых платежей, передаче задатка и предоставлении залога).
-------------------------------
* Для целей настоящего постановления к бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
 
Платежный документ - документ, формируемый кассовым оборудованием, в том числе находящимся в составе другого оборудования (в составе автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов), СККС и (или) карточным платежным терминалом, и (или) платежным терминалом, подтверждающий оплату товара (работы, услуги) и (или) инициирование платежа.
Платежный терминал - программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Программная касса - специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения кассовых операций при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Программная кассовая система - комплекс, включающий программные кассы, программно-аппаратные средства оператора программной кассовой системы и иные элементы, предназначенные для учета кассовых операций и взаимодействия с системой контроля кассового оборудования.
Проездной документ (билет) - документ, удостоверяющий заключение договора перевозки и подтверждающий оплату за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Система контроля кассового оборудования - программно-аппаратный комплекс, взаимодействующий с кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов и программными кассовыми системами, обеспечивающий учет, сбор, хранение, обработку и предоставление информации о кассовых операциях.
Средство контроля - рельефные голограммы на самоклеящейся основе, предназначенные для установки на кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометрами, билетопечатающие машины.
Средство контроля налоговых органов - специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных СККО.
Центр технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые заключили договор с заявителем на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин и сведения о которых включены в Государственный реестр.
Термины «банковская платежная карточка», «платеж», «платежная услуга», «платежный агрегатор», «средства платежа», «эквайринг платежных операций» используются в значениях, определенных соответственно пунктом 1 статьи 45, подпунктами 1.18, 1.21, 1.22, 1.37, 1.44 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах».
Термин «электронная информационная система» используется в значении, определенном в статье 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
 
 
Комментарий
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от
7 декабря 2022 г. № 841/27
«Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6» (далее – постановление № 841/27) принято в целях:
реализации Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З
«О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З);
реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 196-З
«Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 196-З);
обеспечения учета реализации маркированных средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками товаров в розничной торговле.
1. Постановлением № 841/27 уточнен и расширен понятийный аппарат применяемый в постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г.
№ 942/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденном этим постановлением Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее – постановление № 924/16, Положение № 924/16) с учетом терминологии установленной  Законом № 164-З и Законом № 196-З.
Так, в частности, введены новые термины и их определения (иные платежные инструменты, карточный платежный терминал, платежи в свой адрес, платежи в адрес третьих лиц, платежный терминал), предусмотрено использование терминов «банковская платежная карточка», «платеж», «платежная услуга», «платежный агрегатор», «средства платежа», «эквайринг платежных операций», данных в Законе № 164-З, «электронная информационная система» в значении, определенном в статье 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
С учетом определения термина «платеж», приведенного в Законе
№ 164, в соответствии с которым под платежом понимается процесс исполнения инициатором платежа, поставщиком платежных услуг, получателем платежа денежных обязательств с использованием платежных инструментов и (или) средств платежа, в постановлении № 924/16 и Положении № 924/16 вместо термина «средство платежа» применяются термины «платеж в свой адрес» либо «платеж в адрес третьих лиц».
Указанные нормы вступают в силу после официального опубликования постановления № 841/27 (с 10.12.2022).
2. В соответствии с Законом № 196-З постановлением № 841/27:
установлена обязанность использования кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО), или программных касс при выполнении автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанных и оплаченных посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек);
предусмотрена возможность неиспользования кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, принимающим платежи в свой адрес в безналичной форме за услуги по автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси, заказанным и оплаченным посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек.
Указанные нормы вступают в силу с 22.07.2023 (даты вступления в силу соответствующих положений Закона № 196-З).
3. Постановлением № 841/27 в Положение № 924/16 включена глава 8, предусматривающая особенности приема платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися владельцами электронных информационных систем. Так, для владельцев электронных информационных систем введена обязанность:
осуществляющих прием платежей за услуги по автомобильной перевозке пассажиров автомобилями такси, заказанных и оплаченных посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек - направлять заказчику автомобильной перевозки посредством электронной информационной системы электронную квитанцию на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки при ее заказе. Одновременно устанавливается перечень сведений, подлежащих указанию в такой квитанции;
являющихся платежными агрегаторами, принимающими платежи посредством электронной информационной системы с использованием только реквизитов банковских платежных карточек в адрес третьих лиц за выполненные услуги по автомобильным перевозкам пассажиров автомобилями-такси - осуществлять раздельный учет операций по приему платежей в отношении каждого субъекта хозяйствования.
Указанные нормы вступают в силу с 22.07.2023 (даты вступления в силу соответствующих положений Закона № 196-З).
4. В целях создания благоприятных условий для субъектов хозяйствования, осуществляющих прием платежей при оказании платежных услуг, подпункт 2.81 постановления № 924/16 дополняется положениями, позволяющими платежным агрегаторам использовать уже имеющиеся у них платежные терминалы для приема платежей, а также самостоятельно определять необходимое количество платежных терминалов. При этом количество используемых в объектах оказания платежных услуг карточных платежных терминалов, предназначенных для приема платежей в адрес третьих лиц, платежные агрегаторы определяют самостоятельно.
Указанная норма вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования постановления № 841/27 (с 10.03.2023).
5. Постановлением № 841/27 в Положение № 924/16 включена глава 7, предусматривающая особенности приема платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в качестве платежных агрегаторов, в соответствии с которой:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и организаторов азартных игр), являющиеся платежными агрегаторами, обеспечивают раздельный учет (регистрацию) операций по приему платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц;
организаторы азартных игр при оказании платежных услуг по приему платежей в адрес третьих лиц используют кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) с установленным СКНО или программные кассы;
раздельный учет (регистрация) операций обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием отдельной секции, если кассовое оборудование предусматривает такую возможность, либо с использованием отдельного кассового оборудования для учета операций по приему платежей в адрес третьих лиц.
Соответственно, такое разделение потоков платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц позволит в последующем обеспечить надлежащее налогообложение доходов поставщиков платежных услуг, не являющихся банками, по тому же принципу, как у банков, когда поток денежных средств, подлежащий передаче третьим лицам, не является средствами (выручкой) поставщика платежных услуг. В данной ситуации налогообложению должен будет подлежать только доход, полученный поставщиком платежных услуг от оказания платежных услуг – сумма вознаграждения (платы), которую получает поставщик платежных услуг за оказанные им платежные услуги.
В целях формирования условий, способствующих развитию интернет-торговли в Республике Беларусь предусмотрена норма в соответствии с которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые одновременно являются платежным агрегатором и владельцем сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которого обеспечивается установление контактов и совершение сделок между продавцами, осуществляющими продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), и покупателями (потребителями) указанных товаров (работ, услуг), а также прием платежей за указанные товары (работы, услуги) только в безналичной форме, в том числе с использованием карточного платежного терминала, вправе осуществлять прием таких платежей без использования кассового оборудования.
Указанные нормы вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования постановления № 841/27 (с 10.03.2023).
6. С 1 июля 2025 г. постановлением № 841/27 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность использовать кассовые аппараты с установленным СКНО и программные кассы, обеспечивающие:
считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16;
передачу информации, о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) в соответствии с требованиями, определенными Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации к кассовым аппаратам или программным кассам.
Справочно. Данное требование не распространяется на платежных агрегаторов, а также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, подлежащие маркировке:
в магазинах беспошлинной торговли;
с использованием специальных компьютерных систем, указанных в абзацах первом – шестом части первой пункта 27 Положения № 924/16;
без использования кассового оборудования в случаях, установленных частью четвертой пункта 1 и пунктом 35 Положения № 924/16.
В целях обеспечения передачи в СККО информации о реализации маркированных товаров национальным оператором почтовой связи пункт 27 Положения № 924/16 дополняется нормой, устанавливающей, что специальная компьютерная система, используемая для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи, дополнительно обеспечивает передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части четвертой пункта 1 Положения № 924/16 (осуществляющих прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством, без использования кассового оборудования) при приеме платежей при продаже товаров, маркированных средствами идентификации, и (или) товаров, унифицированными контрольными знаками, установлена обязанность обеспечивать передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам.
Кроме того, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу маркированных товаров и использующих кассовое оборудование, постановлением № 841/27 устанавливается запрет на использование при продаже товаров, подлежащих маркировке, кассового оборудования, не соответствующего требованиям пункта 101 Положения № 924/16.
Также постановлением № 841/27 вводится обязанность для продавцов товаров при получении от платежных агрегаторов платежей за реализуемые товары, подлежащие маркировке, обеспечивать передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». При этом предусматривается, что платежный агрегатор на основании заключаемых договоров с продавцами товаров может обеспечивать такую передачу информации.
Указанные нормы вступают в силу с 1 июля 2025 г.
7. В целях уточнения требований к дифференцированному учету данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, исключающих ошибки при идентификации таких товаров, постановлением
№ 841/27 изменена редакция части второй пункта 10 Положения № 924/16 а именно, предусмотрено, что дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, и реализуемых в таких торговых объектах, осуществляется
с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN)), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов).
При этом уточняется, что источником данных о GTIN является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».
Одновременно пункты 17 и 25 Положения № 924/16 дополняется нормами, предусматривающими, что не допускается использование кассового аппарата (программной кассы) в случае, если они используются в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет, а также дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с использованием информации, содержащейся в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров».
Указанные нормы вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования постановления № 841/27 (с 10.03.2023).
8. Постановлением № 841/27 вносятся изменения в пункт 51 Положения № 924/16 предусматривающие, что выдача наличных денежных средств в организациях торговли (сервиса) в рамках заключенных договоров с платежными агрегаторами, национальным оператором почтовой связи может осуществляться не только при использовании карточек, но и иных платежных инструментов. Оформление таких операций может проводиться не только через карточный платежный терминал, но и с использованием платежного терминала. Кроме того, предусмотрена возможность осуществлять такую операцию путем выполнения операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег, соответствующую сумме, подлежащей выдаче держателю банковской платежной карточки, иного платежного инструмента.
Указанная норма вступает в силу после официального опубликования постановления № 841/27 (с 10.12.2022).
9. В целях недопущения создания предпосылок для искажения данных о принятой выручке постановлением № 841/27 расширен перечень случаев, когда не допускается использование кассовых аппаратов (пункт 17 Положения № 924/16), нормой о запрете использования кассовых аппаратов в случае, если кассовый аппарат используется в виде отдельных агрегируемых устройств, соединенных между собой по беспроводным интерфейсам, если такие агрегируемые устройства расположены вне одного торгового объекта, объекта общественного питания, объекта сферы услуг, в котором используется такой кассовый аппарат.
Указанная норма вступает в силу с 1 июля 2025 г.
10. Также постановлением № 841/27 вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 марта 2022 г. № 114/6 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16», предусматривающие перенос запрета на использование кассовых аппаратов, не соответствующих требованиям, определенным Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации в постановлении от 14 октября 2022 г. № 22/99, на 1 июля 2025 г. Такой подход позволит субъектам хозяйствования использовать
до 1 июля 2025 г. имеющиеся у них кассовые аппараты, которые должны быть доработаны их производителями до требований, установленных в постановлении от 14 октября 2022 г. № 22/99.
При этом пунктом 2 постановления № 841/27 установлено, что
до 1 июля 2025 г. допускается выпуск в обращение кассовых аппаратов, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, соответствующие требованиям к кассовым аппаратам, определенным Министерством по налогам и сборам совместно с Государственным комитетом по стандартизации. При этом, под выпуском в обращение кассовых аппаратов понимается реализация кассовых аппаратов на территории Республики Беларусь или передача их иным способом потребителям, за исключением кассовых аппаратов, находящихся в установленном порядке в пользовании у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановление № 841/27 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 09.12.2022.
 
 
Первый заместитель
начальника инспекции                                                  

Е. В. Зеленкевич