Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ) широко применяются на производстве. Большинство автомобилей ежедневно заправляются бензином или дизельным топливом. Сотни предприятий и АЗС получают на базах хранения горючего автомобильное топливо. Поэтому к вопросам безопасности при применении, перевозке и хранении таких веществ необходимо относиться наиболее серьезно. Беспечность здесь неуместна.
Основная опасность ЛВЖ и ГЖ взрывопожарная. Безусловное соблюдение требований пожарной безопасности, четкое и последовательное выполнение технологии работы, применение средств индивидуальной защиты (в частности, лица, непосредственно работающие вблизи открытых емкостей с ЛВЖ и ГЖ, должны быть в антистатической спецодежде), использование исправного оборудования упредит возможность возникновения источника зажигания, а значит и негативные последствия. В этой цепочке мер безопасности не должно быть слабых звеньев. Пренебрежение хотя бы одной, кажущейся несущественной составляющей системы мер безопасности, приводит к печальным последствиям.
Летом прошлого года водитель и начальник АЗС столичной организации на автоцистерне-топливозаправщике прибыли на одну из баз хранения горючего. Стояла жара, температура воздуха составляла около 300 С.Пройдя необходимые процедуры, водитель и начальник АЗС заехали на территорию базы. На базе хранения горючего на тот период проводилась реконструкция. Выдача (налив) ЛВЖ и ГЖ осуществлялось на местах их хранения при помощи передвижных средств перекачки горючего. Соответственно, вне стационарных постов отпуска нефтепродуктов необходимо было усилить требования безопасности и обеспечить надлежащий порядок. Однако это не было выполнено.
Водитель и начальник АЗС (грузополучатели) по указанию должностного лица базы стали у заглубленной группы резервуаров и заземлили автоцистерну при помощи металлического штыря с тросом, входящим в комплект автомобиля. Далее они должны были удалиться на безопасное расстояние и ожидать наполнения цистерны силами грузоотправителя, но они остались у цистерны. Через некоторое время пришел моторист, который, передав напорный рукав грузополучателям, находившимся на автоцистерне, включил передвижную мотонасосную установку. Цистерна начала заполняться дизельным топливом. Через некоторое время после полного открытия напорного патрубка мотонасосной установки, произошло воспламенение смеси паров топлива с воздухом с выбросом из горловины цистерны. Находившиеся рядом грузополучатели вспыхнули как факелы. Одного спасти не удалось. Комплексная пожарно-техническая экспертиза установила, что причиной воспламенения паров топлива явился разряд статического электричества.
При расследовании данного происшествия были установлены многочисленные нарушения и условия, способствовавшие его возникновению. Так, временный пост выдачи топлива, ставший фактически постоянным, не был оснащен соответствующим заземляющим устройством (контуром заземления). Металлический оголовок напорного рукава, подававшего топливо в цистерну, не был заземлен. Грузополучатели были в своей личной одежде, в том числе синтетической. Наполнение цистерны осуществлялось верхним наливом, хотя цистерна оборудована устройствами нижнего наполнения, что исключало бы нахождение на цистерне людей. К наполнению цистерны были допущены лица, не являющиеся работниками грузоотправителя. Соответствующие лица базы хранения горючего (сливщики-наливщики) на месте работ отсутствовали.
Главный государственный инспектор труда
Минского городского управления департамента
государственной инспекции труда
Алексей Рудницкий