Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

О мерах по борьбе с коррупцией в г. Минске

Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему.

Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.

Нет необходимости доказывать, что преступления, совершаемые должностными лицами и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, подрывают доверие граждан к властным структурам.

В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

Создана соответствующая законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные мероприятия и механизмы по противодействию этому негативному явлению.

Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу 29.01.2007.

Необходимо отметить, что с 12.04.2012 вступили в силу изменения и дополнения в указанный закон, в соответствии с которыми установлен действующий перечень ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (статья 17).

Для Закона характерна предупредительная направленность. Она выражается, прежде всего в том, что предупреждению коррупции посвящен целый раздел, а также наряду с понятием коррупционного правонарушения введено понятие правонарушения, создающего условия для коррупции. Субъектами таких правонарушений могут быть как государственное должностное лицо, так и лицо, приравненное к нему.

В соответствии со ст.1 Закона к государственным должностным лицам относятся государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов.

К лицам, приравненным к государственным должностным, относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Согласно ст. 20 Закона к правонарушениям, создающим условия для коррупции, которые могут быть совершены только государственным должностным лицом, относятся:

вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

участие в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;

нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.

 К правонарушениям, которые могут быть совершены как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к нему, относятся:

использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Любое из указанных действий или бездействие государственного должностного лица либо лица, приравненного к нему, может спровоцировать их подкуп. И даже если сам факт подкупа не будет доказан, у соответствующих органов будет основание наказать лицо за правонарушение, создающее условия для коррупции. Поэтому Закон предусматривает необходимость установления за эти деяния дисциплинарной или административной ответственности. Это будет способствовать минимизации предпосылок для коррупционных проявлений.

Предупредительной направленностью обладают и те нормы Закона, которые устанавливают целый комплекс ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 15 - 19).

Профилактическая составляющая антикоррупционной работы проявляется уже на стадии назначения на должности в виде обязательного ознакомления государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, с ограничениями, установленными статьей 17, а для государственных служащих – и дополнительно установленных статьей 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». Такое ознакомление оформляется письменным обязательством, в котором перечислены действия, которые не вправе совершать ни одно государственное должностное лицо и государственный служащий. Данная норма направлена на предупреждение использования ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета во внеслужебных интересах.

При подписании обязательства лицо ставится в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства (дисциплинарная, административная или уголовная ответственность).

Обязанность по проведению данной работы возложена на кадровую службу с возложением дисциплинарной ответственности за ненадлежащее ее исполнение.

Противодействие коррупционным проявлениям – это обязанность не только правоохранительных органов, но и всех государственных институтов.

В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» руководители государственных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные названным Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, к числу которых относится и планирование деятельности государственной организации по борьбе с коррупцией.

На практике государственными организациями разрабатываются ежегодные планы мероприятий, направленные на предотвращение коррупционных проявлений с учетом специфики руководимой организаций, создаются и действуют так называемые антикоррупционные комиссии.

Комиссии по противодействию коррупции рассматриваются как специализированные коллегиальные структуры, выполняющие функции своеобразного аналитического центра, который обобщает информацию о состоянии борьбы с коррупцией и обеспечивает совершенствование методов ее осуществления.

Вместе с тем, правоприменительная практика свидетельствует, что работа антикоррупционных комиссий зачастую страдает формализмом, ограничивается рассмотрением узкого круга вопросов (нередко исключительно результатов работы правоохранительных, реже – контрольно-ревизионных служб) и принятием однотипных решений.

Собственная инициатива комиссиями, как правило, в проведении заседаний не проявляется, несмотря на обширный перечень возложенных на них задач и предоставленных полномочий по их осуществлению.

Принимаемые меры не должны сводиться лишь к использованию уголовно-правовых механизмов, в связи с чем особая роль придается мерам профилактического характера, заключающимся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупции.

Таким образом, борьба с коррупцией должна осуществляться на комплексной основе и включать в себя правовые, организационно-практические, социально-экономические и другие меры, направленные в том числе на устранение предпосылок ее существования.

Для государственных органов и организаций участие в борьбе с коррупцией в большей степени сводится к предупреждению коррупционных проявлений – минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, а также недопущению их подкупа гражданами, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Второе направление в такой деятельности – обязанность передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

В 2012 году Закон «О борьбе с коррупцией» ввел понятие «конфликта интересов» и «аффилированных лиц», предусмотрев механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей (абз. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 181). При этом закреплен как общий порядок урегулирования конфликта интересов, так и некоторых из таких конфликтов при заключении сделок.

Так, руководитель государственного предприятия обязан сообщить в государственный орган (организацию), в подчинении (ведении) которого (которой) находится предприятие (в состав которого (которой) оно входит), о намерении совершить от имени предприятия сделку с индивидуальным предпринимателем или хозяйственным обществом, собственниками имущества или аффилированными лицами которого являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники руководителя. Без согласия соответствующего государственного органа (организации) руководитель государственного предприятия не вправе совершить такую сделку.

В настоящее время действует перечень коррупционных преступлений, состоящий из 10 статей Уголовного кодекса: Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).

Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).

Получение взятки (ст. 430 УК).

Дача взятки (ст. 431 УК).

Посредничество во взятке (ст.432 УК).

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям подвержены в той или иной степени практически все отрасли и сферы деятельности.

За 10 месяцев текущего года зарегистрировано 410 коррупционных преступлений, наибольшее количество которых выявлено в сферах промышленности (99), образования (61), государственного управления (47), торговли (31), здравоохранения (25), строительства (21).

Кроме того, прокурорами в ходе проверок выявлено 30 правонарушений, создающих условия для коррупции, 29 коррупционных правонарушений, 49 фактов несоблюдения государственными должностными лицами установленных ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией» ограничений, 25 фактов неисполнения требований об ознакомлении и подписании государственными должностными лицами соответствующих обязательств.

В результате рассмотрения актов прокурорского надзора привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности более 80 лиц.

Указанные сведения свидетельствуют о ненадлежащей организации работы по противодействию коррупции в организациях, учреждениях и на предприятиях, что зачастую связано с бессистемностью и формализмом при осуществлении должностными лицами контроля за сферами жилищно-коммунального хозяйства, строительства, государственных закупок (электронных торгов), распоряжения государственным имуществом (в том числе выделением ссуд и займов) и земельными участками, осуществлением инвестиционной деятельности и владельческого надзора, исполнением хозяйственных договоров, особенно внешнеэкономических.

 

Информация подготовлена отделом по борьбе

с коррупцией и организованной преступностью

прокуратуры города Минска

 

Укрепление законности и правопорядка на территории г.Минска

Проводимая в 2013 году органами внутренних дел работа по укреплению законности и правопорядка благоприятно повлияла на оперативную обстановку на территории г.Минска.

Так, на протяжении всего года наблюдалась тенденция к снижению числа зарегистрированных преступлений. В общей структуре преступности наблюдается снижение таких видов преступлений, как кражи (-18,4%; 9780), включая кражи из квартир (-14,7%; 1458), хулиганства (- 2,8%; 588). На 8% (2708) сократилось количество преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения.

В целях предупреждения совершения правонарушений со стороны отдельной категории граждан, а также оказания необходимого корректирующего воздействия территориальными органами внутренних дел г.Минска (далее – ОВД) осуществляется профилактический учет граждан по основаниям, предусмотренным абзацами вторым – десятым части первой статьи 29 Закона о профилактике. Профилактический учет ведется по месту жительства граждан.

В целях предупреждения тяжких последствий в сфере семейно-бытовых отношений, ОВД применяются уголовно-превентивные меры к лицам, допускающим проявление насилия в семье. В 2013 году возбуждено 168 (+18,3%) уголовных дел превентивной направленности.

Для повышения эффективности принимаемых государственными органами мер по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, выполнения мероприятий, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с 2007 года на территории г.Минска реализуется мероприятия, предусмотренные распоряжением Мингорисполкома от 15.02.2007 № 54р «О проведении акции «Семья без насилия».

В рамках реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы, подготовлен и 14.06.2012 утвержден план реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой.

В текущем году из незаконного оборота изъято 74 тыс. литров спиртосодержащей продукции.

Для активизации работы в данном направлении организовано информирование населения о работе «горячей линии «Пьянству – нет!». В средствах массовой информации, общественных местах наибольшего скопления граждан организуется размещение информационных материалов профилактического характера. Систематически проводятся рейдовые мероприятия, как на территории г.Минска, так и за его пределами, практически по всей территории Республики Беларусь.

К административной ответственности за нарушение статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях привлечено более 35 тыс. человек.

За отчетный период территориальными ОВД г.Минска на диспансерный учет в Минский городской наркологический диспансер поставлено более 2000 человек, злоупотребляющих спиртными напитками. Всего в наркологическом диспансере состоит на учете 34,4тыс. граждан, страдающих алкогольной зависимостью, из которых 6,3 тыс. женщин.

В текущем году в ЛТП направлено 1189 хронических алкоголика (+34,4%), из которых 203 женщин.

В целях принятия мер общей и индивидуальной профилактики ГУВД Мингорисполкома определен механизм информирования руководителей организаций и советов общественных пунктов о причинах и условиях противоправного поведения граждан, склонных к девиантному поведению. Всего за отчетный период в организации направлено более 4,5 тыс. информаций. Руководителям организаций, не предоставившим в установленный срок сообщения о принятых мерах, внесено 58 представлений, предусмотренных статьей 21 Закона о профилактике.

Во исполнение статьи 21 Закона о профилактике, а также в целях профилактики совершения хищений с объектов всех форм собственности территориальными ОВД г.Минска проводится планомерная работа по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Так, в 2013 году внесено 9,4 тыс. представлений. За непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а равно несвоевременную дачу ответа на представление 295 должностных лиц предприятий и организаций привлечено к административной ответственности по статье 24.3 КоАП Республики Беларусь.

С целью повышения внимания общественности к проблемам профилактики правонарушений сотрудниками ОВД в средствах массовой информации размещено 14 тыс. материалов профилактической направленности.

В текущем году по инициативе ГУВД изготовлено и распространено более 5 тыс. профилактических листовок по предупреждению краж имущества, которые размещены в местах массового пребывания граждан (торговые объекты, рынки, почтовые отделения, ЖЭСах и т.п.), в подвижном составе наземного транспорта и метрополитена.

В сети плазменных экранов на 17 станциях Минского метрополитена обеспечена демонстрация видеоролика по предупреждению «карманных» краж.

С целью предупреждения совершения правонарушений лицами, управляющими транспортными средствами, поддержания дорожной безопасности осуществлено размещение информационных материалов о признаках употребления наркотиков.

Осуществляется трансляция профилактической информации во всех крупных торговых объектах, в том числе на рынках по средствам громкоговорящей связи. Профилактическая информация, направленная на предупреждение «карманных» краж транслируется в подвижном составе наземного общественного транспорта и вагонах метрополитена.

Сотрудники ГО «Минское городское жилищное хозяйство», администрации районов еженедельно осуществляют мониторинг освещенности дворовых территорий. По результатам, которых принимают меры по устранению выявленных недостатков и их недопущению.

В целях оборудования дворовых территорий домов многоэтажной застройки, а также иных объектов системами видеонаблюдения главным управлением внутренних дел во взаимодействии с организациями, предоставляющими услуги по эксплуатации систем видеонаблюдения проведено 12 презентационных мероприятий, по результатам которых, заключены договора на оборудование 11 домов системами видеонаблюдения за счет средств жильцов.

За истекший период 2013 года с гражданами заключено более 2,9 тыс. договоров на охрану их жилищ. Подразделениями охраны охраняется более 54 тыс. жилищ граждан.

В целях профилактики правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами в текущем году во взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики в г.Минске проводился ряд комплексных профилактических мероприятий.

В ходе обеспечения контрольных функций и профилактического наблюдения возбуждено 183 уголовных дел за несоблюдение требований и уклонение от превентивного надзора по статьям 421, 422 УК Республики Беларусь, установлен 275 превентивных надзоров, более 1,6 тыс. поднадзорных привлечено к административной ответственности по статье 24.12 КоАП Республики Беларусь.

По вопросам оказания помощи в трудоустройстве территориальные ОВД г.Минска взаимодействуют с органами по труду занятости и социальной защите и территориальными центрами социального обслуживания населения (далее – Центры).

Отделениями социальной адаптации и реабилитации Центров разработаны и распространяются памятки для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в которых указана информация об услугах и видах помощи, оказываемых ими.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости ежегодно нанимателям г.Минска доводится броня для трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Во исполнение статей 33, 34 Закона о профилактике на территории столицы в настоящее время 84 территориальных совета общественных пунктов охраны порядка (далее - советы ОПОП), деятельность которых охватывает 117 общественных пунктов охраны порядка (далее – общественные пункты).

В текущем году на постоянной основе осуществлялось изучение взаимодействия территориальных ОВД с советами ОПОП. В 2013 году проведено более 800 заседаний советов.

На заседаниях советов рассматривались вопросы состояния криминогенной обстановки в микрорайонах, работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Советами ОПОП совместно с территориальными ОВД г.Минска осуществлялись рейды по посещению неблагополучных семей, одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, проводились выступления перед жителями микрорайонов, проведено более 180 выездных заседания на предприятиях и организациях.

Территориальными советами ОПОП за истекший период рассмотрено более 3,3 тыс. информаций о гражданах, склонных к противоправному поведению, посещено по месту жительства около 3000 пожилых граждан и неблагополучных семей.

Работа советов ОПОП неоднократно освещалась в средствах массовой информации, а также на интернет-сайтах ГУВД и администраций районов.

Важную роль в предупреждении правонарушений играют члены добровольных дружин, правовые основания деятельность которых содержаться в Законе Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка» от 26.06.2003 № 214-З.

В настоящее время на территории г.Минска создано и функционирует 125 добровольных дружин, с общим количеством членов более 4,5 тыс. из них 54 территориальных и 82 производственных. В учебных заведениях г.Минска в установленном порядке зарегистрировано 46 добровольных дружин.

В соответствии с полученными поручениями территориальными ОВД г.Минска во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами приняты меры по активизации деятельности всех субъектов профилактики правонарушений.

По инициативе главного управления внутренних дел, на территории столицы проводились широкомасштабные профилактические акции, направленные на обеспечение общественного порядка, защиту жизни и здоровья граждан, предупреждение совершения правонарушений со стороны лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, допускающих насилие в семье, имеющих судимость, состоящих на профилактическом учете.

В проведении всех профилактических акций активное участие принимали все структурные подразделения Мингорисполкома, администрации районов, а также советы общественных пунктов охраны порядка.

 

Информация подготовлена ГУВД Мингорисполкома